Я уже много лет занимаюсь обзорами и тестированием самых разных видеокарт: от массовых GPU до мощных топ-моделей, которые работают на пределе возможностей. Однако RTX 5090 Founders Edition ощущается как качественный скачок вперед для создателей контента, геймеров и всех, кто углубляется в ИИ или 3D-рендеринг.
Дело не только в «грубой» мощности (которой тут хоть отбавляй), но и в том, как эта карта обрабатывает сложные медиаформаты, ресурсоёмкие задачи по видео и растущие рабочие нагрузки ИИ.
В этом обширном обзоре я расскажу обо всех технических деталях, производительности в реальных сценариях и практических моментах, чтобы вы могли решить, достойна ли эта мощная видеокарта места в вашем рабочем или игровом ПК.
С самого начала RTX 5090 Founders Edition позиционируется как самая быстрая и мощная двухслотовая видеокарта на рынке. Привлекает внимание не только список характеристик — будь то новая GDDR7-память, увеличенное количество ядер CUDA или продвинутый техпроцесс TSMC 4 нм, — но и специализированные улучшения для вычислений ИИ, кодирования/декодирования видео и работы с несколькими потоками 4K или 8K.
Если вам приходится иметь дело с большими видеофайлами, сложными рендер-сценами или обучением локальных моделей ИИ, вы, скорее всего, сочтёте её оправданной тратой каждого вольта и рубля. Но если вы в основном играете и чуть-чуть монтируете, возникает вопрос: стоит ли менять на неё вашу текущую видеокарту?
Давайте сразу перейдём к сути. Ниже я разберу всё: от архитектуры новой GPU до того, как она показывает себя в реальной работе с DaVinci Resolve, Blender, Lightroom Classic и многими другими приложениями.
Статья длинная, так что готовьтесь: мы пройдёмся по бенчмаркам, потреблению энергии, плюсам и минусам, а в конце определимся, пришло ли время апгрейда.
Чем так особена RTX 5090 Founders Edition?
Я всегда стараюсь копнуть глубже хайпа и посмотреть, что действительно выделяет видеокарту на фоне других. RTX 5090 Founders Edition заявляется как «самая быстрая и мощная» в своём классе — и после детального изучения я начинаю понимать, откуда столько разговоров.
Похоже, что NVIDIA сфокусировалась на удачном сочетании «сырой» вычислительной мощи, архитектуры под задачи ИИ и крутых медиа-возможностей. Если вы создатель контента — особенно если вы работаете с серьёзной видеонагрузкой или задачами ИИ — вы почувствуете себя здесь как дома.
Однако у любого крупного релиза есть свои нюансы и оговорки. Переход от RTX 3090 к 4090 был колоссальным, а вот с 4090 на 5090 для кого-то скачок может показаться не таким уж гигантским — по крайней мере на первый взгляд.
Но когда видишь, как легко она обрабатывает, к примеру, видео 4:2:2, проигрывает 8K или справляется с локальными генеративными ИИ-задачами, начинаешь понимать, почему многие называют её «революционным» пополнением в линейке NVIDIA.

Коротко о технических спецификациях
Топовые характеристики RTX 5090 способны впечатлить любого требовательного пользователя. Базируется она на 4-нм техпроцессе от TSMC (N4), который позволяет вместить больше транзисторов в меньшую площадь, повышая эффективность и потенциал производительности.
Также присутствует серьёзная прибавка в ядрах CUDA — примерно на 32% больше, чем у RTX 4090. Хоть это и не такой огромный скачок, как при переходе с 3090 (8 нм Samsung) на 4090 (4 нм), но в реальных задачах он ощутим.
Ниже перечислены основные моменты, на которые я рекомендую обратить внимание по ходу статьи:
- Техпроцесс: TSMC 4 нм, дающий более высокую плотность транзисторов и меньшее тепловыделение.
- Память: Переход с GDDR6X на GDDR7, с шириной шины в 512 бит.
- Объём VRAM: 32 ГБ, что на 8 ГБ больше, чем у RTX 4090, и на 12 ГБ больше, чем у RTX 3090.
- Пропускная способность памяти: До 1792 ГБ/с, что побивает предыдущие рекорды.
- Ядра ИИ и RT: Улучшенные тензорные и RT-ядер для высокоуровневой DLSS-производительности, рейтрейсинга в реальном времени и вычислений в ИИ.
- PCIe 5.0 x16: Оптимально для процессоров следующего поколения, обеспечивает высокую пропускную способность для ресурсоёмких задач.
- Потребление энергии: По официальным данным — около 575 Вт под нагрузкой, с разгоном может дойти до 600 Вт и выше.
- Система охлаждения: Несмотря на высокое энергопотребление, остаётся двухслотовой в Founders Edition благодаря продвинутому охлаждению.
Позже я подробнее разберу каждый из этих пунктов, но для начала этот список даст общее представление о возможностях карты. Если вас уже волнует тема энергопотребления или места в корпусе, мы углубимся в это чуть позже.
Архитектура под лупой: техпроцесс и рост L2-кэша
Ключевым элементом истории RTX 5090 является её техпроцесс и то, как NVIDIA реализовала возможности 4 нм TSMC. Раньше RTX 3090 выпускалась по 8-нм техпроцессу Samsung, и переход на 4 нм в RTX 4090 был огромным рывком.
Теперь, когда 5090 тоже базируется на 4 нм, основное внимание уделено точечной оптимизации и расширениям, а не принципиально новому уменьшению техпроцесса.
К примеру, объём L2-кэша, важный для быстрой передачи данных, вырос примерно на 32–33% по сравнению с RTX 4090. Это серьёзно помогает в реальных сценариях рендеринга, когда большие объёмы информации должны обрабатываться мгновенно.
Плюс к этому — улучшения тензорных ядер (для задач ИИ) и RT-ядер (для рейтрейсинга или 3D-сцен с продвинутыми алгоритмами освещения).
Такая архитектура означает, что хоть базовые частоты не «улетели» в небеса, карта получает выгоду от лучшей параллелизации и пропускной способности памяти. В совокупности всё это даёт ощутимый прирост в специализированных задачах.
Методика тестирования: как я проверял видеокарту

Чтобы объективно оценить столь производительную GPU, я использую целый набор приложений и бенчмарков, которые показывают как синтетическую производительность, так и результаты в реальных рабочих сценариях.
Для стабильности тестов у меня есть мощная система с процессором Intel Core i9, 64 ГБ оперативной памяти DDR4, надёжным блоком питания на 1200 Вт и быстрым NVMe SSD для основной системы.
Да, использование DDR4 может слегка ограничивать процессор, поскольку RTX 5090 раскрывается лучше на последних платформах с полной поддержкой PCIe 5.0. Но система всё же достаточна, чтобы сравнить результаты с различными GPU, включая RTX 3090, 4090 и AMD Radeon RX 7900 XTX. В числе тестов были:
- Geekbench 6 (OpenCL и Vulkan): Быстрая проверка вычислительной мощи.
- DaVinci Resolve: Тестирует аппаратное ускорение в видеомонтаже, особенно в кодировании и воспроизведении сложных кодеков.
- Premiere Pro & After Effects: Смотрит на рендер эффектов, экспорт и GPU-ускорение различных видеопроцессов.
- Lightroom Classic & Photoshop: Оценка GPU-ускоренных фильтров, экспорта и ИИ-функций вроде выделения объектов и «content-aware» заливки.
- Blender & V-Ray: Проверка 3D-рендеринга на реальных сценах.
- FurMark: Полезен для измерения максимального энергопотребления и тепловой нагрузки.
Во время каждого теста я внимательно отслеживал пиковые значения потребления энергии, температурный режим и возможные проблемы с драйверами. Новейшие карты обычно требуют обновлений ПО, чтобы раскрыть весь потенциал.
Ниже вы увидите, как эти данные переводятся на выигрыш в производительности или, наоборот, на небольшие приросты.
Результаты Geekbench: производительность в OpenCL и Vulkan
Geekbench 6 полезен для оценки чистой вычислительной производительности в OpenCL и Vulkan. По сравнению с RTX 3090, RTX 5090 показывает прирост около 77% в OpenCL и более чем двукратный прирост в Vulkan. Даже против могучей RTX 4090 вы можете увидеть улучшение от 5% до 20%, в зависимости от того, какие аспекты бенчмарка нагружаются сильнее.
Если вы до сих пор сидите на 3090 или другой карте того поколения, переход на 5090 может казаться «небом и землёй» в некоторых ресурсоёмких задачах. Владельцы 4090 получат меньший вау-эффект, но всё же заметный — особенно в случаях, когда приложения максимально загружают GPU и используют Vulkan или продвинутые вычислительные функции.

OpenCL и Vulkan: почему это имеет значение
Не все уделяют внимание этим API, но они часто встречаются в креативном софте. OpenCL широко применяется в Photoshop и DaVinci Resolve для ускорения видеокарты.
Vulkan всё чаще появляется в современных игровых движках и некоторых профессиональных инструментах благодаря своей «лёгкой» и быстрой архитектуре. Прирост в обоих направлениях говорит о том, что улучшения RTX 5090 носят универсальный характер — будь то редактирование видео, рендеринг или игры.
Редактирование фото: Photoshop и Lightroom Classic
Многие не ассоциируют топовые видеокарты с фоторедакторами, но Adobe активно наращивает поддержку GPU. Сложные фильтры, ИИ-селекция объектов и даже экспорт могут нагружать графический процессор.
RTX 5090 отлично справляется с этими задачами, показывая до 54% более высокие результаты по сравнению с RTX 3090 в тестах Photoshop. Если у вас часто открыты большие PSD-файлы и вы активно используете ИИ-инструменты, эта разница способна экономить массу времени.
Lightroom Classic ведёт себя непредсказуемо с новыми видеокартами, особенно если драйверы ещё «сыроваты». В некоторых ситуациях старые GPU могут показывать схожую скорость в отдельных задачах, и это происходит из-за того, что софт пока не умеет использовать новые функции видеокарты.
Со временем обновления драйверов и патчи от Adobe обычно исправляют ситуацию. Думаю, преимущества 5090 станут очевиднее, когда Lightroom Classic и другие продукты Adobe активнее начнут применять возможности новой GPU.

Видеомонтаж: изучаем медиа-движки RTX 5090
Монтажерам, работающим с высокобитрейтным видео в больших разрешениях, нужна не только мощная CPU. Во многих рабочих процессах специализированные блоки кодирования и декодирования GPU (так называемые «медиа-движки») могут радикально упростить воспроизведение, перемотку и ускорить экспорт.
В RTX 5090 три аппаратных энкодера и два декодера, поддерживающих форматы вроде H.264 и H.265 (включая 4:2:2), которые без хорошего «железа» могут «положить» любую систему.
Отдельно отмечу, как эти движки справляются с несколькими 4K-потоками одновременно. Вы можете вести до девяти потоков 4K при 60 кадрах/с или аналогично впечатляющий объём для 8K.
Если вы часто монтируете мультикамерную съёмку, такая мощность может стать настоящим спасением. Перемотка и воспроизведение на таймлинии почти не тормозят, даже без прокси.
В моих собственных тестах с тяжёлой цветокоррекцией и несколькими 4K-клипами 5090 почти не теряла кадры. Тогда как более старые GPU или слабые энкодеры начинали «потеть», 5090 стабильно выдавала плавное воспроизведение в реальном времени. Это означает ускоренный монтаж и меньше «пробуксовок» при навигации по таймлинии.

DaVinci Resolve: максимальная выгода от GPU-ускорения
DaVinci Resolve хорошо оптимизирована под GPU-ускорение, особенно в плане цветокоррекции и воспроизведения сжатых кодеков на таймлинии. В некоторых тестах RTX 5090 может показывать до 126% прироста относительно RTX 3090 в задачах с долгими GOP-последовательностями.
Даже при сравнении с 4090 вы можете заметить существенный шаг вперёд, особенно если накладываете несколько эффектов и переходов одновременно.
Скорость экспорта тоже приятно удивляет. Задачи, которые раньше грузили процессор на 100%, теперь передаются аппаратным энкодерам GPU, разгружая систему и позволяя параллельно выполнять другие операции без тормозов.
Это особенно круто для тех, у кого мало времени или кто работает над несколькими проектами одновременно. Если DaVinci Resolve — ваш основной NLE (средство нелинейного монтажа), вы точно оцените поддержку медиа-движков в 5090.
Premiere Pro и After Effects
На старте продаж поддержка новых карт в софте может быть не полной, и Premiere Pro не исключение. Первые тесты показали не такой уж огромный отрыв от 4090, но по мере того, как Adobe активнее начнёт применять новые функции кодирования/декодирования, можно ожидать более быструю работу экспорта и плавную воспроизводимость в реальном времени.
After Effects, известный сильной загрузкой CPU, всё-таки выиграет от ускоренных эффектов и предпросмотров на GPU. Прирост там меньше, чем в DaVinci Resolve, но есть — особенно в эффектах, которые задействуют продвинутые шейдеры и 3D-рейтрейсинг.
В дальнейшем, когда приложения научатся лучше использовать концепцию нескольких энкодеров и декодеров, 5090 вполне может стать «золотым стандартом» для тех, кто профессионально занимается видеомонтажом и хочет максимально ускорить рабочие процессы.
3D-рендеринг: Blender, V-Ray и всё, что дальше

Для геймеров важны кадры в секунду, но для 3D-художников, использующих Blender, V-Ray или другие движки, решающим фактором является скорость финального рендера. Архитектура RTX 5090 особенно ярко проявляет себя здесь, благодаря большему числу ядер CUDA, улучшенному рейтрейсингу и объёмной VRAM, позволяющей работать с огромными сценами без «сбоев» и ошибок памяти.
Blender: синтетика и реальная работа
В Blender переход от 3090 к 4090 уже был значительным и иногда почти удваивал скорость рендеринга в некоторых тяжёлых сценах. RTX 5090 даёт ещё дополнительные 15–20% сверх того, что могла 4090, что может сэкономить ощутимое время, если вы постоянно имеете дело с большими полигонами и сложным освещением. Когда важен каждый рендер-кадр, эта разница быстро складывается в часы, сэкономленные за счёт более быстрой отработки проектов.
В отдельных тестовых сценах я зафиксировал скорость, в два с половиной раза превышающую результаты 3090. Если вы привыкли ждать долгие рендеры, улучшение заметите мгновенно.
Плюс, если вы часто используете «viewport-рендер» с рейтрейсингом и сложным шейдингом, дополнительная мощность делает работу с 3D-сценой более плавной и интерактивной.
V-Ray и значение RT-ядер
V-Ray — ещё один популярный тест для профессионального 3D. RTX 5090 может обгонять 4090 на 30–40%, в зависимости от сцены и того, являются ли узким местом CUDA-ядер или RT-ядер. Максимальный прирост заметен, когда вы включаете активный рейтрейсинг, отражения и сложные расчёты освещения.
Для студий, занимающихся анимацией или архитектурной визуализацией, это значит, что рабочие станции смогут обрабатывать больше задач параллельно или быстрее выполнять крупные проекты. На мой взгляд, такая скорость — очень приятный бонус для тех, кто каждый день «крутит» 3D-рендеры в своём рабочем процессе.
Почему важны 32 ГБ VRAM
Ещё один ключевой момент — увеличенный объём видеопамяти: 32 ГБ GDDR7. В некоторых 3D-проектах, особенно с 8K-текстурами или большими детализированными окружениями, запас VRAM даёт возможность работать без перебоев и подтормаживаний.
Когда память GPU заканчивается, начинается fallback на системную ОЗУ, и производительность резко падает. У 5090 риск этого минимален, так что вы сможете прорабатывать более масштабные сцены и повышать качество текстур без снижения скорости рендеринга.
ИИ-задачи: локальные языковые модели, генеративное искусство и не только
Мне особенно интересны возможности современных видеокарт в сфере искусственного интеллекта, и RTX 5090 тут очень выделяется. Речь не только о DLSS в играх, но и о локальных задачах ИИ.
Если вы изучаете большие языковые модели (LLM), занимаетесь генеративным искусством или другими задачами машинного обучения, тензорные ядра и высокая пропускная способность памяти 5090 дают простор для экспериментов и обучения более крупными датасетами.
Сравнивая с RTX 4090, можно ждать до 20–30% большего «сырого» быстродействия в некоторых ИИ-сценариях. А если вы переходите с 3090, прирост порой кажется колоссальным — вплоть до двукратного, в зависимости от того, как сильно ваше ПО полагается на тензорные ядра и пропускную способность памяти.
Задачи вывода (inference) тоже хорошо масштабируются, так что можно работать с большим числом параллельных процессов или увеличивать объём обрабатываемых данных за один раз.
Отдельное направление — генеративный ИИ для видео, вроде автоматической перекраски или «умного» апскейла всего видеофайла. Тут мощные энкодеры/декодеры и тензорные ядра тоже проявляют себя на полную. Если вы хотите погрузиться в новое поколение ИИ-инструментов, 5090 готова к этим экспериментам.
Энергопотребление, тепло и практические нюансы

Немаловажный момент — потребление энергии. По официальным данным, NVIDIA заявляет около 575 Вт при пиковой нагрузке. В моих стресс-тестах FurMark и при тяжёлом рендеринге показатели были схожи.
При попытке повысить частоты выше номинала можно приблизиться к 600 Вт. Теоретически карта способна распределять нагрузку по кабелям и слоту PCIe до суммарных 675 Вт, но это уже экстремальный случай.
Хорошая новость в том, что в простое карта потребляет всего около 20 Вт, что для такой мощной модели довольно эффективно. Тем не менее, при длительных сессиях рендеринга или ИИ-задачах теплоотдача будет большой.
Важно, чтобы в корпусе был продуманный воздушный поток. Кулер Founders Edition и правда крут, но нужно позаботиться о том, чтобы горячий воздух эффективно выводился из корпуса.
- Надёжный БП: Рекомендую минимум 1000–1200 Вт, чтобы был запас для других компонентов.
- Вентиляция корпуса: Высоконапорные вентиляторы и свободный приток воздуха для вывода тепла наружу.
- Мониторинг температур: Следите за нагревом и тактовыми частотами. Если видите троттлинг, настройте кривые работы вентиляторов или улучшите охлаждение.
- Расход энергии: Постоянная работа на 575–600 Вт может ощутимо сказаться на счетах за электричество, учитывайте это.
Если вы рендерите или играете в режиме «запущено – остановлено», короткие всплески в энергопотреблении не будут столь критичны. Но профессионалам, работающим на износ, стоит держать в уме дополнительные траты на электричество и теплоотвод.
Сравнение 3090, 4090 и 5090: что лучше?

Главный вопрос: имеет ли смысл переходить на 5090 именно вам? Если у вас всё ещё 3090 или более старая GPU и вы серьёзно занимаетесь 3D, 4K/8K монтажом или ИИ, тогда апгрейд может полностью изменить ваш рабочий процесс. Разница в производительности способна экономить часы или даже дни при обработке крупных проектов.
А что, если вы уже владелец RTX 4090? Прирост есть, но не всегда ошеломляющий, если речь о простой растеризационной производительности. Тем не менее, вы увидите плюс 15–30% в конкретных задачах, особенно связанных с ИИ или продвинутым кодированием/декодированием.
Если вы зарабатываете на ускорении рендеринга или не терпите долго ждать экспорта, апгрейд окупится. В остальных случаях, возможно, 4090 по-прежнему закроет все основные нужды.
Практические наблюдения и нюансы
Несмотря на все бенчмарки, я всегда подчёркиваю важность драйверов и программной оптимизации. RTX 5090 — это передовой продукт, и часто случается, что более старые версии приложений пока не умеют раскрывать его возможности на 100%. В ближайшие месяцы выход обновлённых драйверов и патчей обычно сильно повышает производительность новых карт и устраняет мелкие шероховатости.
Скажем, не все версии After Effects или Lightroom Classic на момент запуска полностью используют возможности 5090, поэтому результат может быть лишь немного лучше, чем на 4090.
Но это временно: когда программисты адаптируют софт под новые энкодеры и более широкую шину памяти, преимущество станет заметнее. Впрочем, даже без «заплаток» вы уже получаете «сырую» мощь, дополнительные гигабайты VRAM и продвинутую архитектуру.
Плюсы и минусы: краткий итог

Ниже я резюмирую главные сильные и слабые стороны, которые заметил. Эдакая «шпаргалка», которая поможет понять, подходит ли RTX 5090 Founders Edition именно для ваших задач и бюджета.
Плюсы
- Мощная производительность: Сильный скачок для тех, кто сидит на более старых картах, благодаря большему числу ядер CUDA, увеличенной памяти и высокой пропускной способности.
- Сильные ИИ- и медиа-блоки: Очень актуально для тяжёлых видео-проектов, 4K/8K-монтажа и локального обучения моделей ИИ.
- 32 ГБ GDDR7: Позволяет работать с огромными 3D-сценами и обрабатывать большие видео без замедлений или проблем с памятью.
- Компактность Founders Edition: Двухслотовый дизайн с продвинутой системой охлаждения, способной «укротить» до 575 Вт тепла.
- Высокая пропускная способность памяти: 1792 ГБ/с обеспечивают быстрый доступ к данным при рендеринге и вычислениях ИИ.
- Задел на будущее: Поддержка PCIe 5.0 и улучшенные ядра гарантируют, что карта не устареет в ближайшее время.
Минусы
- Не всем будет заметен огромный прирост по сравнению с 4090: В ряде сценариев рост производительности умеренный.
- Высокое энергопотребление: До 575–600 Вт, что требует хорошей системы охлаждения и может повысить счета за электричество.
- «Сырые» драйверы и ПО на старте: Возможно, некоторые приложения не сразу поддержат все новые возможности.
- Высокая цена: Может показаться избыточной для любителей и тех, кто монтирует видео «по мелочи».
Что перевесит — плюсы или минусы — зависит от того, насколько вы нагружаете систему. Если даже 15–30% ускорения экономит вам кучу времени на рендере или экспорте, то оно того стоит.
Кому стоит обновляться, а кому можно подождать?

Вижу три основные категории потенциальных покупателей. Во-первых, тем, кто всё ещё на 3090 (или старее) и плотно занимается 3D, серьёзным видеомонтажом или ИИ, переход на RTX 5090 способен кардинально упростить рабочий процесс.
Во-вторых, если ваша работа завязана на расширенных ИИ-функциях, мультиэнкодере или монтажных проектах в 4K/8K с несколькими камерами, новые медиа-движки карты станут огромным плюсом. В-третьих, если вы играете или легко монтируете, то выгода от 5090 по сравнению с 4090 может оказаться минимальной, и стоит подумать, нужна ли она вам.
Что касается меня, я занимаюсь видео и экспериментирую с ИИ-инструментами, так что прирост в скорости рендеринга и возможность параллельно работать с несколькими потоками 4K без задержек — это очень весомые аргументы.
Да, карта дорогая и прожорливая, но если каждый час, сэкономленный на рендере, напрямую влияет на ваш заработок или сжатые сроки, то RTX 5090 окупается достаточно быстро.
Итог: взгляд в будущее графических ускорителей
В завершение хочу сказать, что RTX 5090 Founders Edition подтверждает стремление NVIDIA совмещать передовые функции ИИ с топовой производительностью в рендеринге и работе с видео.
Да, архитектурные улучшения по сравнению с 4090 могут показаться «эволюционными» в некоторых аспектах, но все вместе — увеличенная VRAM, расширенный L2-кэш, улучшенные тензорные ядра и более продвинутые медиа-движки — создают ощущение настоящего скачка для тех, кто работает на переднем крае технологий.
Настолько ли это революция, чтобы немедленно бежать менять 4090? Возможно, если ваша работа систематически упирается в вычислительные лимиты. Но если вы пока довольны 4090, карта по-прежнему актуальна.
А вот если вы используете более старую GPU, переход на 5090 может оказаться ошеломляющим. И если вы профессионал, которому важно сэкономить время на рендере, видеомонтаже или ИИ-разработке, эта видеокарта легко станет вашим главным подспорьем.
Спасибо, что присоединились к моему подробному обзору. Надеюсь, он поможет решить, готовы ли вы принять будущее графических технологий уже сейчас или лучше подождать оптимизации ПО и потенциального снижения цен.
Но одно ясно наверняка: мы находимся в увлекательном этапе развития видеокарт, и RTX 5090 ведёт нас в новую эру возможностей для создателей, геймеров и любителей ИИ.